Выставку открыла директор Муниципального учреждения культуры «Звенигородская централизованная библиотечная система» Людмила Землякова и выразила огромную благодарность Светлане Соло (Орловой) за сотрудничество, организацию международных выставок и пожелала творческих успехов, вдохновения, новых проектов и, конечно же, победы проекта.
Светлана Соло поблагодарила Розу Фархутдинову за оказанную помощь в проведении пленэра, — безвозмездном предоставлении участникам пленэра жилых помещений в её гостевом доме, и высоко оценила гостеприимность, любовь к искусству и людям, посвятившим свою жизнь искусству. Надо отметить, что все участники пленэра были восхищены широтой души этого человека. Конечно же, сыграло свою роль и местонахождение гостевого дома — в сказочном районе Звенигорода на Верхнем Посаде, где, по словам Амирхана Магомедова, «куда не посмотри, всё хочется писать».
Работы художников, представленные на выставке, написаны в стилях: реализм, абстракционизм, примитивизм (наивное искусство), импрессионизм. Особое место занимают картины выполненные в стилях абстракционизм (Джорджина Гомес Корвера – Мексика) и примитивизм (Лилиан Карланд Малбасич - Австралия-Сербия).
Импровизации на тему художника наивного искусства Илиянума. Производит впечатление, как если бы рядом с работами именитых мастеров разместили рисунки очень счастливых детей, не имеющих представления о стилях и правилах в искусстве, но уверенно держащих в руках кисти, как бы призывая взрослых вглядеться в их мир и понять, что взрослые потеряли ощущение реальности и простоты.
Ввглядываясь в работы Джорджины, понимаешь, что душе кто-то очень злой обрезал незаметно крылья и надел на глаза зелёные очки реализма. Ирреальный мир Джорджины красив и ярок, приковывает взгляд и очень хочется услышать музыку стиля и увидеть этот мир вот таким нереально красивым…
Среди всех прекрасных работ, будто строгий и очень умный учитель, назидательно возвышается Реализм Фёдора Сухинина и одобрительно кивает головой, поправляя старомодный галстук. Выйдя за дверь, казалось бы, сухой и бессердечный старик Реализм, будет украдкой тщательно стирать со щёк следы от пробежавших слёз гордости за учеников и умиления. Ах, жаль, что никто не заметит, как потёрся его старый сюртук!
Осенний импрессионизм Ольги Тихоновой объединил и увёл за собой по таинственной тропинке в рыжие дали всех, взявших однажды в руки кисть и впервые написавших осень, какая она есть, украдкой заглядывая через плечо великого и неповторимого Левитана...
Натали РЫСЕВА
Важно:
Автор и организатор проекта Светлана Орлова (Соло) делегировала проект «Левитановские сезоны» на соискание ежегодной губернаторской премии «Наше Подмосковье».
Справка:
Термин реализм появился благодаря художнику Гюставу Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, он построил собственный шатёр по соседству с выставкой, и организовал свою экспозицию, получившую название «Ле Реализм» (Le Realisme).
Реализм - это когда художник как можно точно и объективно передаёт увиденное в своих картинах. В художественной деятельности значение реализма противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы. Реалистическая живопись распространяется почти во все жанры изобразительного искусства: портретный, пейзажный, исторический и др.
Пленэр «Левитановские сезоны» стремится сохранить традицию реалистической живописи.
Абстракциониизм (от лат. abstractio – отвлечение), беспредметное, нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг.
В основе метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений, изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, скрытые за видимыми формами.
Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки.
В этой манере картины художницы из Мексики, интересно, что она вместе со всеми выходила на этюды и писала свои абстрактные впечатления.
Наивное искусство (англ. naive art) — одна из областей искусства примитива XVIII— XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников-самоучек.
Наивное искусство - это одно из направлений примитивизма. Для него характерно намеренное, обдуманное упрощение картины, которое делает её формы примитивными.
Наивное искусство внесло значительный вклад в художественную культуру многих стран. Так в Сербии очень популярно наивное искусство, существует много музеев наивного искусства. Творчество наивных художников Сербии неразрывно связано с родовой памятью и преданиями: вдохновение авторы черпают в образах народной культуры.
В манере наивного искусства картины Лилиан (Сербия). Её работы - это импровизации на тему художника наивного искусства Илиянума.
Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)