Натали Рысева
— Елена, а почему Вы увлеклись именно фольклором?
— Это была давняя моя мечта — создать детскую фольклорную студию, где с детьми можно было бы петь народные песни, играть сценки, рисовать, лепить из глины, делать кукол, плести пояса, шить... Мой интерес к русской народной культуре начался с народных песен. Меня всегда поражала их красота, певучесть, искренность, сила... Это — было, есть и будет настоящим голосом души народа, к которому я принадлежу. Какими талантливыми были мои предки!
А. А. Бучкури. Свадебный поезд.
Посмотрите на ремёсла, керамику, зодчество, на вышивки, костюмы, послушайте народные песни! Из этой красоты до сих пор черпают вдохновение многие музыканты, художники, модельеры… К счастью, не всё утрачено — остались знания о традициях русского севера, юга России. И очень мало информации по Центральной России.
— Расскажете немного о народном музыкальном творчестве?
— Да, конечно! Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. До того как сложилась Киевская Русь, восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.
Самую обширную область народного музыкального творчества Древней Руси составляют обрядовый фольклор, свидетельствующий о высокой художественной одаренности русского народа. Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. После принятия Христианства традиции, адаптировались к христианским праздникам и продолжают жить.
Алексей Корзухин. Девичник
— Какие обрядовые песни разучиваете с детьми?
— В репертуаре «Светёлки» есть календарно-обрядовые песни зимнего цикла: колядки и духовные стихи. Весеннего цикла: Масленичные песни, веснянки, Пасхальные волочебные песни. Летние: Троицкие песни и хороводы и песни осеннего цикла, связанные со сбором урожая. И, конечно, игровые, шуточные и плясовые песни. Почему мы это поём и играем? Народная песня становится для детей уроком истории, знакомством с родной речью — это своеобразный мостик приобщения к народным истокам, к самобытным традициям культуры России.
— Лариса, техника фольклорного пения трудная?
— В основе народного пения лежит речевая интонация. Народным певцам всегда говорят: «Как говорим, так и поём». Звук формируется губами, и он должен быть близким, звонким, полётным. Основа народной песни — поэтический текст, а мелодия сопровождает его, поэтому все распевы, как бы подстраиваются под поэтический текст. При пении фольклорных песен внимание уделяется особенностям диалекта — в каждой песне свои, неповторимые мелодические и речевые интонации, которые необходимо соблюдать при разучивании песен с детьми. По этим диалектным особенностям можно понять, к какой области относятся напевы, например, Смоленской, Московской, Брянской….
Святочные напевы. ФОТО: НАТАЛИЯ РЫСЕВА
— Расскажите, как Вы детей учите петь. Как долго надо учиться ребенку, чтобы свободно выйти на сцену?
— Прежде всего, мы учим деток правильному дыханию, используя дыхательную гимнастику Стрельниковой, также придумываем свои упражнения для того, чтобы даже малыши смогли понять, где формируется дыхание, где его надо задержать. Вообще, у детей поверхностное, грудное дыхание, а в пении используется дыхание диафрагмальное – вдох через нос и задержка в диафрагме, потом выдох, и на нём формируются звуки.
Недопустимо форсирование звука при обучении детей, – это может привести к неправильной интонации и пережиму голосовых связок. Еще развиваем подвижность артикуляционного аппарата, исправляем некоторые дефекты речи с помощью речевой гимнастики Емельяновой, эмоциональных скороговорок, развивая тем самым и воображение. И только после этого приступаем к разучиванию несложных песен, попевок в пределах интервала «кварта», потому как диапазон у детей мал и узок, и дальше постепенно его расширяем.
Дети после одного-двух лет занятий, поют, уже в пределах октавы, чисто интонируя. Конечно же, развиваем и чувство ритма, используя различные музыкальные шумовые инструменты, задавая каждому определённый ритмический рисунок, и проводим игры с «хлопушками-топотушками». Разучиваем обрядовые песни, раскрывая суть обряда, и игровые песни, потому что дети любят играть, реализуя, раскрывая себя в этой игре.
— Елена, а костюмы, в которых дети выступают, сами шьёте или все же покупаете?
— Костюмы сами мы не шьём. Пока. Костюмы, которые надеты на нас, не соответствуют этнографическим образцам, это всего лишь стилизация. Надеюсь, что в ближайшее время решится и этот вопрос, и зрители увидят нас в традиционных костюмах. Наша студия ещё очень молода.
Вообще, региональные костюмы отличались большим разнообразием. По ним можно было понять, к какой губернии принадлежит человек, каков его социальный статус, его возраст, семейное положение и даже род деятельности, так как в русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. И сейчас сшить подобный костюм — дело непростое. Всё должно быть наполнено смыслом.
— Вы умеете шить?
— Шитьё я осваиваю параллельно игре на музыкальных инструментах. Опыт очень небольшой — сшит только один «круговой» сарафан для дочки. Но это дело времени и желания. Может быть, воодушевившись, подключится к созданию костюмов родители наших, «светлячков»? Планирую сшить себе костюм Калужской губернии, откуда мои предки...
— Елена, расскажите, на каких инструментах учатся играть дети?
— Конечно же, мы развиваем у детей музыкально-ритмические навыки. Используем для этого шумовые музыкальные инструменты: ложки, колокольчики, треугольники, перкуссию. В песнях весенне-летнего цикла в руках детей оказываются ещё и свистульки, доставляя большую радость слушателям и самим маленьким музыкантам. Для аккомпанемента в «Светёлке» используем традиционные народные инструменты, некоторые у нас уже звучали, другие же ждут своего часа.
— Инструменты фабричные или мастеровые?
— Некоторые инструменты мастеровые, некоторые фабричные. Колёсную лиру, например, сделал уникальный мастер Василий Евхимович (Верхние Мандроги), авиаконструктор по образованию. Гусли были изготовлены в мастерской «Мир гуслей» в Тверской области. Волынку сделал замечательный московский мастер Юрий Кожухов, а жалейка у нас из мастерской Александра Сереброва, руководителя Народного ансамбля ложкарей «Славяне» (Нижний Новгород).
А вот калюку я сделала сама. Сейчас делаю из сосны гудок — старинный русский смычковый инструмент. Понимаю, что не женское это дело — топоры, стамески.. Но мне очень хотелось сделать какой-нибудь музыкальный инструмент своими руками, и с деревом, оказалось, интересно работать. Удивительно, что после того, как его срубили, оно продолжает жить и звучать…
Инструменты, которые есть в наличии в ансамбле "Светёлка" являются частной коллекцией Елены Костиной:
Фото №1. Гармонь, балалайка и бубен
1. Кирилловская гармонь:
«Кирилловки» начали делать в Кирилловском уезде в 50-х годах XIX века в Вологодской области. Считается, что Иван Разин из деревни Гора был первым мастером, сделавшим подобный инструмент, дело его продолжил сын. В 1920-х Разиных раскулачили и выслали из родных краев. Производство перешло государству, и впоследствии было названо «Кирилловская гармонная фабрика». Но в 1962 году фабрика погибла в пожаре, и производство было закрыто. В наше время есть ещё мастера-энтузиасты, которые продолжают изготавливать такие гармони, необыкновенные по красоте звучания и по своему внешнего виду.
2. Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно.
3. Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания. Применяется в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, тимпана.
Фото №2. Духовые инструменты ( снизу вверх ):
1. Калюка — древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий, высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо открывается.
2. Жалейка — старинный русский народный духовой язычковый деревянный музыкальный инструмент с раструбом из рога.
3. Блокфлейта — духовой деревянный (либо пластмассовый) музыкальный инструмент. Хотя родина блокфлейты - Европа, тем не менее, это не мешает ей исполнять русскую музыку, так как является родственницей нашей свирели, и на занятиях мы используем её звучание.
4. Волынка — музыкальный, духовой, язычковый инструмент. Представляет собой мешок, который обыкновенно делается из кожи животного, зашитый наглухо и снабженный сверху трубкой для наполнения воздухом, с прикрепленными одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия. Одна из трубок — мелодическая (чантер) имеет боковые отверстия и служит для исполнения мелодии, а другие две (бурдоны) — басовые.
Фото №3. Гусли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент (снизу вверх):
1. Гусли крыловидные (яровчатые), явор — клен белый, порода дерева , из которой изготавливается корпус гуслей, кроме еловой деки инструмента. Исторически самые первые виды гуслей. Как правило, являются солирующим или аккомпанирующим голосу певца инструментом. Имеют диатонический звукоряд.
2 . Гусли псковского типа - «Авдоши». В 1985 году такие гусли были обнаружены группой исследователей под руководством Анатолия Мехнецова в Псковской области в небольшой деревне Авдоши. Именно отсюда и появилось это красивое название. Владелец гуслей, местный крестьянин Сидор Михайлов, с детства играл на этом инструменте и передал инструмент учёным. Существует несколько видов гуслей, у нас в ансамбле в наличии гусли крыловидные
Фото №4. Колёсная лира и скрипка
1. Колёсная лира — старинный музыкальный инструмент европейского происхождения. Первые упоминания о нём встречаются в исторических источниках IX-X веков. На территории Московского царства колёсная лира появилась на рубеже XVI-XVII веков, проникнув в русские земли через украинские и белорусские территории. Лира прочно закрепилась и сохранялась вплоть до недавнего времени в традициях некоторых областей России: Брянской, Орловской, Курской, Ростовской и некоторых других. Исполняли бродяги-лирники духовные стихи и псалмы, тем самым зарабатывая себе на пропитание. Однако, в некоторых регионах игра на лире выступала и в качестве сопровождения протяжных песен. Например, в традициях донских казаков лира (местное название - рылей).
2. Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент, имеет народное происхождение. Этнографические данные о применении русскими крестьянами скрипки не восходят ранее первой половины XIX века. Однако, по историческим документам, скрипка известна русским с XV-XVI веков. Распространение в народной практике игры на скрипке, получила в Курской, Брянской, Смоленской и Псковской областях. В каждой из них сложилась своя местная традиция самобытного скрипичного искусства, заметно отличающаяся одна от другой.
ФОТО ИНСТРУМЕНТОВ: ЕЛЕНА КОСТИНА
Важно:
Детский фольклорный ансамбль «Светёлка» был образован в октябре 2016 года музыкантом Костиной Еленой и педагогом по народному вокалу Ларисой Новиковой. Сейчас в ансамбле 11 детей от 5 до 12 лет.
Беседовала Наталия РЫСЕВА
Как давным-давно замуж отдавали...
ФОТО ИНСТРУМЕНТОВ: ЕЛЕНА КОСТИНА